О компании EOLCS
Система лицензирования и сертификации моторных масел (EOLCS)
Система лицензирования и сертификации моторных масел API (EOLCS) - это добровольная программа лицензирования и сертификации, которая дает право продавцам моторных масел, отвечающим определенным требованиям, использовать знаки качества моторных масел API - сервисный символ API "Пончик" и сертификационный знак "Звездный луч". Эта программа является результатом совместных усилий нефтяной промышленности и производителей автомобилей и двигателей Ford, General Motors и Chrysler, Японской ассоциации автопроизводителей и Ассоциации производителей двигателей. Требования к эксплуатационным характеристикам, методы испытаний и ограничения устанавливаются совместно производителями автомобилей и двигателей, техническими обществами, такими как Общество автомобильных инженеров (SAE) и Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM), а также отраслевыми ассоциациями, такими как Американский химический совет и API. Масла, отвечающие этим требованиям, рекомендуются производителями автомобилей.
Символ службы API
Сервисный символ API "Пончик" состоит из трех частей:
Верхняя половина описывает уровень производительности масла
В центре указывается вязкость масла
В нижней половине указано, продемонстрировало ли масло энергосберегающие свойства в стандартном тесте по сравнению с эталонным маслом
Уровень производительности
В верхней части пончика указан уровень эффективности масла для бензиновых и/или дизельных двигателей.
Эти буквы официально означают "Service" и "Commercial". Текущие категории эксплуатационных характеристик API, которые могут быть указаны в верхней части пончика, перечислены в Руководстве по моторным маслам API.
Класс вязкости SAF
В центре пончика указан класс вязкости масла по SAE. Вязкость - это показатель текучести или густоты масла при определенных температурах.
Низкотемпературная вязкость (первое число, 5W в масле 5W-30)
показывает, насколько быстро двигатель заводится зимой и насколько хорошо масло поступает для смазки важных деталей двигателя при низких температурах. Чем меньше это число, тем легче двигатель заводится в холодную погоду.
Высокотемпературная вязкость (второе число, 30 в масле 5W-30)
Обеспечивает толщину, или тело, для хорошего смазывания при рабочих температурах.
Всесезонное масло (например, SAE 5W-30)
Обеспечивает хорошую текучесть в холодную погоду, но при этом сохраняет толщину для смазывания при высоких температурах.
Масло одной марки (одно число в центре пончика)
Рекомендуется для использования в гораздо более узком диапазоне температурных условий, чем всесезонные масла.
Операторы должны обратиться к руководствам по эксплуатации, чтобы выбрать масло соответствующей вязкости для температуры окружающей среды и условий эксплуатации, в которых будет использоваться оборудование.
Энергосберегающий дизайн и дизайн CI-4 PLUS
В нижней части пончика указано, обладает ли масло энергосберегающими свойствами по сравнению с эталонным маслом при испытании двигателя или соответствует ли масло требованиям CI-4 PLUS.
Масла с маркировкой "Energy Conserving" прошли тест, измеряющий способность масла сохранять энергию. Широкое использование моторных масел с такой маркировкой должно привести к общей экономии топлива в автопарке в целом, однако конкретный владелец транспортного средства может не ощутить экономии топлива в результате использования этих масел.
О смазочных материалах
Вязкость
- Это указывает на сопротивление жидкости течению.
- Существует несколько единиц измерения вязкости. Раньше в Америке широко использовалась универсальная секунда Сейболта (SSU), измеряемая при 100°F или 210°F. В Европе ранее широко использовалась единица Redwood I second (RWI), измеряемая при 100°F или 210°F. В настоящее время большинство стран перешли на метрическую систему, в которой используется единица сантистокс (сСт), измеряемая при 40°C или 100°C.
- Масло с более высокой вязкостью может выдерживать большее давление, не выдавливаясь из смазываемых поверхностей. Однако высокое внутреннее трение масла может оказывать большее сопротивление движению смазываемых деталей. Масло с меньшей вязкостью оказывает меньшее сопротивление движущимся частям, но при этом оно может легко выдавливаться из смазываемых поверхностей. Поэтому для достижения оптимального смазывающего эффекта важно выбрать смазочное масло соответствующей вязкости.
- Вязкость изменяется в зависимости от температуры. Поэтому при указании вязкости жидкости необходимо указывать температуру измерения. При повышении температуры жидкость становится менее вязкой. Аналогично, при понижении температуры жидкость становится более густой.
- Индекс вязкости (VI) - это показатель того, как меняется вязкость жидкости в зависимости от температуры. Высокий показатель VI означает, что жидкость не так сильно разжижается при повышении температуры. Присадки, повышающие VI, которые обычно представляют собой высокомолекулярные полимеры, могут увеличить VI смазочного масла.
- Увеличение вязкости масла, достигнутое добавлением полимеров, может быть частично утрачено в результате разрушения молекул полимера под действием сдвиговых нагрузок, например, при работе высоконагруженных передач. Масла, способные противостоять изменению вязкости под действием сдвига, считаются обладающими высокой стабильностью при сдвиге.
Pour Point
- Указывает на характеристику потока при низкой температуре.
- Зависит от содержания воска в масле.
Температура вспышки
- Измеряет готовность масла к кратковременному воспламенению в воздухе и является показателем пожароопасности масла.
Устойчивость к окислению
- В результате окисления масла образуются смолы и осадок, которые могут закупорить фильтры и масляные каналы.
- В результате окисления также могут образовываться растворимые органические кислоты, которые могут вызвать коррозию деталей оборудования.
- Хорошее смазочное масло должно быть устойчиво к окислению.
КИСЛОТНОСТЬ И ЩЕЛОЧНОСТЬ
(Общее количество кислот и общее количество оснований)
- Масло с высоким содержанием кислот может вызвать коррозию деталей машины.
- Большинство моторных масел имеют некоторую щелочность, обусловленную добавлением моющих присадок, которые помогают нейтрализовать кислоту, образующуюся в масле в результате окисления.
- После длительного использования смазочное масло может содержать органические кислоты, образующиеся в результате окисления. Поэтому измерение кислотности масла может отражать степень его окисления.
Detergency
- Большинство моторных масел содержат моющие и диспергирующие присадки, препятствующие накоплению и образованию на поверхности металла загрязнений, образующихся в результате неполного сгорания топлива.
Антикоррозийное свойство
- Вода может просочиться в систему смазки и вызвать ржавчину на деталях машины.
- Частицы ржавчины могут выступать в роли катализатора, ускоряющего окисление масла.
- Антикоррозийные добавки впитываются в поверхность металла и препятствуют контакту влаги с металлом, тем самым предотвращая появление ржавчины.
ИНГИБИРОВАНИЕ КОРРОЗИИ
- Кислотные материалы в масле могут вызвать коррозию деталей машины.
- Коррозия может быть сведена к минимуму благодаря добавлению ингибитора коррозии, который вступает в реакцию с металлом и образует защитный слой, разделяющий кислотные материалы и металл.
Противопенное свойство
- Пенообразование снижает смазывающую способность масла, поскольку пузырьки воздуха в пене создают барьер между маслом и металлической поверхностью.
- Пена также может создавать сопротивление движению частей машины.
- В гидравлической системе пена снижает когезионную способность масла и приводит к падению гидравлического давления.
- Хорошее смазочное масло не пенится и может быстро рассеивать пену. Антипенные присадки помогают снизить склонность масла к пенообразованию.
Эмульгирование и деэмульгирование
- Эмульгирование - это однородное смешивание масла и воды.
- Некоторые масла требуют высокой эмульгирующей способности, чтобы они могли легко смешиваться с водой, например, некоторые масла для резки металла.
- Эмульгируемость масла может быть улучшена добавлением эмульгатора, который обладает сильным сродством как к маслу, так и к воде, удерживая молекулы масла и воды вместе.
- Некоторые другие смазочные материалы требуют хорошей деэмульгируемости, чтобы воду можно было легко отделить от масла, например, турбинное масло. Деэмульгируемость масла может быть достигнута с помощью хорошей технологии рафинации.
Противоизносные свойства
- Некоторые условия смазки могут потребовать использования очень легкого масла, масла с более низкой вязкостью, чем это следует из соотношения нагрузки и скорости машины. В таких условиях может произойти износ металлических поверхностей. Противоизносная присадка образует на металлических поверхностях защитное покрытие, позволяющее поверхностям скользить друг по другу с минимальной потерей металла.
Свойства нагрузки при экстремальном давлении (EP)
- Большая нагрузка, экстремальное давление и сильное нагревание могут привести к расплавлению и свариванию подвижных частей машины, что препятствует движению.
- Присадка, находящаяся в масле под высоким давлением, может вступать в реакцию с металлом, образуя соединение с низкой температурой плавления. Интенсивное тепло, выделяющееся при нагружении под давлением, будет рассеиваться при плавлении соединения, а не при сварке двух металлических частей.
- Свойства EP обычно измеряются по методу Тимкена (ASTM D 2782) или с помощью FZG Gear Machine (IP 334). В методе Тимкена стальная чашка вращается относительно стального блока в ванне со смазкой. Максимальная нагрузка, которая не вызывает задиров, является нагрузкой OK. В редукторной машине FZG специальные зубчатые колеса обкатываются в тестируемых смазочных материалах. Нагрузка увеличивается поэтапно, и стадии, на которых происходят повреждения зубчатых колес, указываются как стадия нагрузки FZG для данного смазочного материала.
Липкость
- Липкое масло содержит липкий агент и долго держится на смазываемой поверхности, не разбрызгиваясь. Смазочные материалы, используемые в текстильном оборудовании и канатах, обычно требуют липкости.
Пластичная смазка представляет собой полутвердое вещество, образованное дисперсией загустителя в жидком смазочном материале (базовом масле). В состав могут быть включены другие ингредиенты, придающие специальные свойства. В некоторых случаях консистентные смазки имеют преимущество перед маслом, так как они остаются в месте смазывания и практически не выдавливаются. Иногда консистентные смазки используются для герметизации деталей машин, чтобы предотвратить попадание влаги и пыли.
Вязкость базового масла, тип углеводорода и летучесть могут влиять на стабильность структуры, качество смазки, характеристики при низких и высоких температурах и стоимость смазки. Загуститель является основным фактором, контролирующим водостойкость, высокотемпературные свойства, устойчивость к разрушению при длительном использовании и способность оставаться на месте. В значительной степени стоимость смазки определяется типом загустителя и других добавок.
Загустители можно разделить на несколько категорий: мыльного типа, неорганического типа и синтетические органические.
Важными характеристиками смазки являются следующие: -
Проникновение
- Этот показатель указывает на консистенцию (твердость или мягкость) смазки. Она измеряется путем опускания заостренного конуса в смазку и наблюдения за тем, насколько глубоко конус проникает в образец. Различные диапазоны проникновения обозначаются следующими номерами классов Национального института консистентных смазок (NLGI): 000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Класс 000 - самый мягкий, а класс 6 - самый твердый.
- Большинство смазок, загущенных мылом, становятся мягче при повышении температуры, но некоторые смазки постепенно твердеют при воздействии высокой температуры. Загустители, не содержащие мыла, в целом очень слабо изменяют консистенцию при повышении температуры.
Водонепроницаемость
- Смазки с загустителями, растворимыми в воде, будут эмульгировать и разжижаться при контакте с относительно большим количеством воды. В целом, кальциевое, литиевое и алюминиевое мыло обладает высокой водостойкостью, в то время как смазки с натриевым мылом растворимы в воде.
Устойчивость к окислению
- Окисление приводит к затвердеванию смазки, образованию лакообразных пленок и в конечном итоге к карбонизации. Присадки могут улучшить устойчивость смазки к окислению.
Смазывающие свойства
- И масло, и загуститель в смазке мыльного типа обладают смазывающими свойствами. Неорганический немыльный загуститель, как правило, не способствует смазыванию консистентной смазки. Смазывающая способность масла зависит от его вязкости и индекса вязкости.
Противоизносные характеристики
- В состав смазки могут быть включены присадки, улучшающие ее противоизносные свойства.
Возможность работы в условиях экстремального давления
(EP)
- Некоторые смазки содержат специальные присадки, усиливающие их несущую способность, что позволяет свести к минимуму сваривание и задиры металла.
Точка падения
- Это температура, при которой смазка достаточно текуча, чтобы капать. Смазка с температурой каплепадения ниже рабочей температуры не обеспечит должного смазывания. Однако обратное не обязательно верно: температура каплепадения выше рабочей температуры не гарантирует адекватного смазывания, поскольку при высоких температурах может произойти изменение консистенции и ухудшение химических свойств смазки.
Технические таблицы
Степени вязкости моторных масел по SAE J300 - декабрь 1999 г.
| Класс вязкости SAE |
Низкая температура °C Вязкость при раскручивании(1), макс (CCS) |
Низкая температура °C Вязкость при перекачивании(2), сП Макс. при отсутствии напряжения текучести |
Кинематическая вязкость (3) (сСт) при 100°C мин. |
Кинематическая вязкость (3) (сСт) при 100°C Макс. |
Вязкость при сдвиге (4), (сП) при 150°C и 106 с-1мин |
| OW |
6200 @ -35 |
60000 @ -40 |
3.8 |
- |
- |
| 5W |
6600 @ -30 |
60000 @ -35 |
3.8 |
- |
- |
| 10W |
7000 @ -25 |
60000 @ -30 |
4.1 |
- |
- |
| 15W |
7000 @ -20 |
60000 @ -25 |
5.6 |
- |
- |
| 20W |
9500 @ -15 |
60000 @ -20 |
5.6 |
- |
- |
| 25W |
13000 @ -10 |
60000 @ -15 |
9.3 |
- |
- |
| 20W |
- |
- |
5.6 |
<9.3 |
2.6 |
| 30W |
- |
- |
9.3 |
<12.5 |
2.9 |
| 40W |
- |
- |
12.5 |
<16.3 |
2,9 (0 ВТ - 10 ВТ) |
| 40W |
- |
- |
12.5 |
<16.3 |
3,7 (15W - 25W) |
| 50W |
- |
- |
16.3 |
<21.9 |
3.7 |
| 60W |
- |
- |
21.9 |
<26.1 |
3.7 |
Все значения являются критическими характеристиками в соответствии с определением ASTM D 3244.
cP=1 мПа.с 1 cSt=1 мм2с-1
Примечания:
(1) ASTM D 5293.
(2) ASTM D 4684. Обратите внимание, что наличие любого предела текучести, определяемого этим методом, означает разрушение независимо от вязкости.
(3) ASTM D 445.
(4) ASTM D 4683, CEC L-36-A-90 (ASTM D 4741) или ASTM D 5481.
Пересчеты классов вязкости по ISO
| Класс вязкости ISO |
Средняя кинематическая вязкость |
Пределы кинематической вязкости сСт при 40° (104°F) |
ASTM, число вязкости по Сейболту |
Вязкость по Сейболту SUS 100°F (37,8°C) |
| Мин. |
Макс. |
Мин. |
Макс. |
| 2 |
2.2 |
1.98 |
2.42 |
32 |
34.0 |
35.5 |
| 3 |
3.2 |
2.88 |
3.52 |
36 |
36.5 |
38.2 |
| 5 |
4.6 |
4.14 |
5.06 |
40 |
39.9 |
42.7 |
| 7 |
6.8 |
6.12 |
7.48 |
50 |
45.7 |
50.3 |
| 10 |
10 |
9.00 |
11.0 |
60 |
55.5 |
62.8 |
| 15 |
15 |
13.5 |
16.5 |
75 |
72 |
83 |
| 22 |
22 |
19.8 |
24.2 |
105 |
96 |
115 |
| 32 |
32 |
28.8 |
35.2 |
150 |
135 |
164 |
| 46 |
46 |
41.4 |
50.6 |
215 |
191 |
234 |
| 68 |
68 |
61.2 |
74.8 |
315 |
280 |
345 |
| 100 |
100 |
90.0 |
110 |
465 |
410 |
500 |
| 150 |
150 |
135 |
165 |
700 |
615 |
750 |
| 220 |
220 |
198 |
242 |
1000 |
900 |
1110 |
| 320 |
320 |
288 |
352 |
1500 |
1310 |
1600 |
| 460 |
460 |
414 |
506 |
2150 |
1880 |
2300 |
| 680 |
680 |
612 |
748 |
3150 |
2800 |
3400 |
| 1000 |
1000 |
900 |
1100 |
4650 |
4100 |
5000 |
| 1500 |
1500 |
1350 |
1650 |
7000 |
6100 |
7500 |
Диапазоны вязкости для номеров смазочных материалов AGMS
| Трансмиссионные масла с защитой от ржавчины и окисления |
Диапазон вязкости |
Эквивалент ISO Gradex |
Редукторные масла с ингибированием при экстремальных давлениях Смазочные материалы для редукторов класса ISO |
| AGMA Смазочный материал №. |
сСт (мм²/с) при 40°C |
|
Смазочный материал AGMA Нет |
| 1 |
41,4 - 50,6 |
46 |
|
| 2 |
61,2 - 74,8 |
68 |
2 EP |
| 3 |
90-110 |
100 |
3 EP |
| 4 |
135 - 165 |
150 |
4 EP |
| 5 |
198 - 242 |
220 |
5 EP |
| 6 |
288 - 352 |
320 |
6 EP |
| 7 |
414 - 506 |
460 |
7 EP |
| 8 |
612 - 748 |
680 |
8 EP |
| 8A |
900 - 1100 |
1000 |
8A EP |
Примечания:
Диапазоны вязкости по номерам смазочных материалов AGMA впредь будут идентичны диапазонам вязкости по системе ASTM. Масла, компаундированные с 3% - 10% жирными или синтетическими жирными маслами.
| Классификация вязкости автомобильных редукторов по SAE J306 |
Классификация вязкости смазочных материалов для мостов и механических коробок передач |
| |
|
70W |
75W |
80W |
85W |
80 |
85 |
90 |
140 |
250 |
| Вязкость при 100° |
макс, мм²/с |
4.1 |
4.1 |
7.0 |
11.0 |
7.0 |
11.0 |
13.5 |
24.0 |
41.0 |
| макс, мм²/с |
Не требуется |
11.0 |
13.5 |
24.0 |
41.0 |
Нет. Требуется |
| Вязкость 150 000 мПа.с, максимальная температура °C |
-55 |
0-40 |
0-26 |
0-12 |
Не требуется |
| 20 ч. KRL сдвиг (CRC L 45-T-93), KV100 после сдвига, мм²/с |
4.1 |
4.1 |
7.0 |
11.0 |
7.0 |
11.0 |
13.5 |
24.0 |
41.0 |
Спецификация MIL-PRF-2105E
|
75W |
80W-90 |
85W-140W |
| Вязкость при 100° |
макс, мм²/с |
41 |
13.5 |
24.0 |
| макс, мм²/с |
- |
24.0 |
41.0 |
| Вязкость 150 000 мПа.с, максимальная температура °C |
-40.0 |
-26.0 |
-12.0 |
| Точка канала, мин, °C |
-45.0 |
-35.0 |
-20.0 |
| Температура вспышки, мин, °C |
150 |
165 |
180 |