О компании EOLCS
Система лицензирования и сертификации моторных масел (EOLCS)
Система лицензирования и сертификации моторных масел API (EOLCS) - это добровольная программа лицензирования и сертификации, которая дает право продавцам моторных масел, отвечающим определенным требованиям, использовать знаки качества моторных масел API - сервисный символ API "Пончик" и сертификационный знак "Звездный луч". Эта программа является результатом совместных усилий нефтяной промышленности и производителей автомобилей и двигателей Ford, General Motors и Chrysler, Японской ассоциации автопроизводителей и Ассоциации производителей двигателей. Требования к эксплуатационным характеристикам, методы испытаний и ограничения устанавливаются совместно производителями автомобилей и двигателей, техническими обществами, такими как Общество автомобильных инженеров (SAE) и Американское общество по испытаниям и материалам (ASTM), а также отраслевыми ассоциациями, такими как Американский химический совет и API. Масла, отвечающие этим требованиям, рекомендуются производителями автомобилей.
Символ службы API
Сервисный символ API "Пончик" состоит из трех частей:
Верхняя половина описывает уровень производительности масла
В центре указывается вязкость масла
В нижней половине указано, продемонстрировало ли масло энергосберегающие свойства в стандартном тесте по сравнению с эталонным маслом
Уровень производительности
В верхней части пончика указан уровень эффективности масла для бензиновых и/или дизельных двигателей.
Эти буквы официально означают "Service" и "Commercial". Текущие категории эксплуатационных характеристик API, которые могут быть указаны в верхней части пончика, перечислены в Руководстве по моторным маслам API.
Класс вязкости SAF
В центре пончика указан класс вязкости масла по SAE. Вязкость - это показатель текучести или густоты масла при определенных температурах.
Низкотемпературная вязкость (первое число, 5W в масле 5W-30)
показывает, насколько быстро двигатель заводится зимой и насколько хорошо масло поступает для смазки важных деталей двигателя при низких температурах. Чем меньше это число, тем легче двигатель заводится в холодную погоду.
Высокотемпературная вязкость (второе число, 30 в масле 5W-30)
Обеспечивает толщину, или тело, для хорошего смазывания при рабочих температурах.
Всесезонное масло (например, SAE 5W-30)
Обеспечивает хорошую текучесть в холодную погоду, но при этом сохраняет толщину для смазывания при высоких температурах.
Масло одной марки (одно число в центре пончика)
Рекомендуется для использования в гораздо более узком диапазоне температурных условий, чем всесезонные масла.
Операторы должны обратиться к руководствам по эксплуатации, чтобы выбрать масло соответствующей вязкости для температуры окружающей среды и условий эксплуатации, в которых будет использоваться оборудование.
Энергосберегающий дизайн и дизайн CI-4 PLUS
В нижней части пончика указано, обладает ли масло энергосберегающими свойствами по сравнению с эталонным маслом при испытании двигателя или соответствует ли масло требованиям CI-4 PLUS.
Масла с маркировкой "Energy Conserving" прошли тест, измеряющий способность масла сохранять энергию. Широкое использование моторных масел с такой маркировкой должно привести к общей экономии топлива в автопарке в целом, однако конкретный владелец транспортного средства может не ощутить экономии топлива в результате использования этих масел.
О смазочных материалах
Вязкость
  - Это указывает на сопротивление жидкости течению.
 
- Существует несколько единиц измерения вязкости. Раньше в Америке широко использовалась универсальная секунда Сейболта (SSU), измеряемая при 100°F или 210°F. В Европе ранее широко использовалась единица Redwood I second (RWI), измеряемая при 100°F или 210°F. В настоящее время большинство стран перешли на метрическую систему, в которой используется единица сантистокс (сСт), измеряемая при 40°C или 100°C.
 
- Масло с более высокой вязкостью может выдерживать большее давление, не выдавливаясь из смазываемых поверхностей. Однако высокое внутреннее трение масла может оказывать большее сопротивление движению смазываемых деталей. Масло с меньшей вязкостью оказывает меньшее сопротивление движущимся частям, но при этом оно может легко выдавливаться из смазываемых поверхностей. Поэтому для достижения оптимального смазывающего эффекта важно выбрать смазочное масло соответствующей вязкости.
 
- Вязкость изменяется в зависимости от температуры. Поэтому при указании вязкости жидкости необходимо указывать температуру измерения. При повышении температуры жидкость становится менее вязкой. Аналогично, при понижении температуры жидкость становится более густой.
 
- Индекс вязкости (VI) - это показатель того, как меняется вязкость жидкости в зависимости от температуры. Высокий показатель VI означает, что жидкость не так сильно разжижается при повышении температуры. Присадки, повышающие VI, которые обычно представляют собой высокомолекулярные полимеры, могут увеличить VI смазочного масла.
 
- Увеличение вязкости масла, достигнутое добавлением полимеров, может быть частично утрачено в результате разрушения молекул полимера под действием сдвиговых нагрузок, например, при работе высоконагруженных передач. Масла, способные противостоять изменению вязкости под действием сдвига, считаются обладающими высокой стабильностью при сдвиге.
 
Pour Point
  - Указывает на характеристику потока при низкой температуре.
 
  - Зависит от содержания воска в масле.
 
Температура вспышки
  - Измеряет готовность масла к кратковременному воспламенению в воздухе и является показателем пожароопасности масла.
 
Устойчивость к окислению
  - В результате окисления масла образуются смолы и осадок, которые могут закупорить фильтры и масляные каналы.
 
  - В результате окисления также могут образовываться растворимые органические кислоты, которые могут вызвать коррозию деталей оборудования.
 
  - Хорошее смазочное масло должно быть устойчиво к окислению.
 
КИСЛОТНОСТЬ И ЩЕЛОЧНОСТЬ
(Общее количество кислот и общее количество оснований)
- Масло с высоким содержанием кислот может вызвать коррозию деталей машины.
 
- Большинство моторных масел имеют некоторую щелочность, обусловленную добавлением моющих присадок, которые помогают нейтрализовать кислоту, образующуюся в масле в результате окисления.
 
- После длительного использования смазочное масло может содержать органические кислоты, образующиеся в результате окисления. Поэтому измерение кислотности масла может отражать степень его окисления.
 
Detergency
  - Большинство моторных масел содержат моющие и диспергирующие присадки, препятствующие накоплению и образованию на поверхности металла загрязнений, образующихся в результате неполного сгорания топлива.
 
Антикоррозийное свойство
  - Вода может просочиться в систему смазки и вызвать ржавчину на деталях машины.
 
  - Частицы ржавчины могут выступать в роли катализатора, ускоряющего окисление масла.
 
  - Антикоррозийные добавки впитываются в поверхность металла и препятствуют контакту влаги с металлом, тем самым предотвращая появление ржавчины.
 
ИНГИБИРОВАНИЕ КОРРОЗИИ
  - Кислотные материалы в масле могут вызвать коррозию деталей машины.
 
  - Коррозия может быть сведена к минимуму благодаря добавлению ингибитора коррозии, который вступает в реакцию с металлом и образует защитный слой, разделяющий кислотные материалы и металл.
 
Противопенное свойство
  - Пенообразование снижает смазывающую способность масла, поскольку пузырьки воздуха в пене создают барьер между маслом и металлической поверхностью.
 
  - Пена также может создавать сопротивление движению частей машины.
 
  - В гидравлической системе пена снижает когезионную способность масла и приводит к падению гидравлического давления.
 
  - Хорошее смазочное масло не пенится и может быстро рассеивать пену. Антипенные присадки помогают снизить склонность масла к пенообразованию.
 
Эмульгирование и деэмульгирование
- Эмульгирование - это однородное смешивание масла и воды.
 
- Некоторые масла требуют высокой эмульгирующей способности, чтобы они могли легко смешиваться с водой, например, некоторые масла для резки металла.
 
- Эмульгируемость масла может быть улучшена добавлением эмульгатора, который обладает сильным сродством как к маслу, так и к воде, удерживая молекулы масла и воды вместе.
 
- Некоторые другие смазочные материалы требуют хорошей деэмульгируемости, чтобы воду можно было легко отделить от масла, например, турбинное масло. Деэмульгируемость масла может быть достигнута с помощью хорошей технологии рафинации.
 
 
Противоизносные свойства
- Некоторые условия смазки могут потребовать использования очень легкого масла, масла с более низкой вязкостью, чем это следует из соотношения нагрузки и скорости машины. В таких условиях может произойти износ металлических поверхностей. Противоизносная присадка образует на металлических поверхностях защитное покрытие, позволяющее поверхностям скользить друг по другу с минимальной потерей металла.
 
Свойства нагрузки при экстремальном давлении (EP)
- Большая нагрузка, экстремальное давление и сильное нагревание могут привести к расплавлению и свариванию подвижных частей машины, что препятствует движению.
 
- Присадка, находящаяся в масле под высоким давлением, может вступать в реакцию с металлом, образуя соединение с низкой температурой плавления. Интенсивное тепло, выделяющееся при нагружении под давлением, будет рассеиваться при плавлении соединения, а не при сварке двух металлических частей.
 
- Свойства EP обычно измеряются по методу Тимкена (ASTM D 2782) или с помощью FZG Gear Machine (IP 334). В методе Тимкена стальная чашка вращается относительно стального блока в ванне со смазкой. Максимальная нагрузка, которая не вызывает задиров, является нагрузкой OK. В редукторной машине FZG специальные зубчатые колеса обкатываются в тестируемых смазочных материалах. Нагрузка увеличивается поэтапно, и стадии, на которых происходят повреждения зубчатых колес, указываются как стадия нагрузки FZG для данного смазочного материала.
 
Липкость
- Липкое масло содержит липкий агент и долго держится на смазываемой поверхности, не разбрызгиваясь. Смазочные материалы, используемые в текстильном оборудовании и канатах, обычно требуют липкости.
 
Пластичная смазка представляет собой полутвердое вещество, образованное дисперсией загустителя в жидком смазочном материале (базовом масле). В состав могут быть включены другие ингредиенты, придающие специальные свойства. В некоторых случаях консистентные смазки имеют преимущество перед маслом, так как они остаются в месте смазывания и практически не выдавливаются. Иногда консистентные смазки используются для герметизации деталей машин, чтобы предотвратить попадание влаги и пыли.
Вязкость базового масла, тип углеводорода и летучесть могут влиять на стабильность структуры, качество смазки, характеристики при низких и высоких температурах и стоимость смазки. Загуститель является основным фактором, контролирующим водостойкость, высокотемпературные свойства, устойчивость к разрушению при длительном использовании и способность оставаться на месте. В значительной степени стоимость смазки определяется типом загустителя и других добавок.
Загустители можно разделить на несколько категорий: мыльного типа, неорганического типа и синтетические органические.
Важными характеристиками смазки являются следующие: -
Проникновение
- Этот показатель указывает на консистенцию (твердость или мягкость) смазки. Она измеряется путем опускания заостренного конуса в смазку и наблюдения за тем, насколько глубоко конус проникает в образец. Различные диапазоны проникновения обозначаются следующими номерами классов Национального института консистентных смазок (NLGI): 000, 00, 0, 1, 2, 3, 4, 5 и 6. Класс 000 - самый мягкий, а класс 6 - самый твердый.
 
- Большинство смазок, загущенных мылом, становятся мягче при повышении температуры, но некоторые смазки постепенно твердеют при воздействии высокой температуры. Загустители, не содержащие мыла, в целом очень слабо изменяют консистенцию при повышении температуры.
 
Водонепроницаемость
- Смазки с загустителями, растворимыми в воде, будут эмульгировать и разжижаться при контакте с относительно большим количеством воды. В целом, кальциевое, литиевое и алюминиевое мыло обладает высокой водостойкостью, в то время как смазки с натриевым мылом растворимы в воде.
 
Устойчивость к окислению
- Окисление приводит к затвердеванию смазки, образованию лакообразных пленок и в конечном итоге к карбонизации. Присадки могут улучшить устойчивость смазки к окислению.
 
Смазывающие свойства
- И масло, и загуститель в смазке мыльного типа обладают смазывающими свойствами. Неорганический немыльный загуститель, как правило, не способствует смазыванию консистентной смазки. Смазывающая способность масла зависит от его вязкости и индекса вязкости.
 
Противоизносные характеристики
- В состав смазки могут быть включены присадки, улучшающие ее противоизносные свойства.
 
Возможность работы в условиях экстремального давления
(EP)
- Некоторые смазки содержат специальные присадки, усиливающие их несущую способность, что позволяет свести к минимуму сваривание и задиры металла.
 
Точка падения
- Это температура, при которой смазка достаточно текуча, чтобы капать. Смазка с температурой каплепадения ниже рабочей температуры не обеспечит должного смазывания. Однако обратное не обязательно верно: температура каплепадения выше рабочей температуры не гарантирует адекватного смазывания, поскольку при высоких температурах может произойти изменение консистенции и ухудшение химических свойств смазки.
 
Технические таблицы
Степени вязкости моторных масел по SAE J300 - декабрь 1999 г.
| Класс вязкости SAE | 
Низкая температура °C Вязкость при раскручивании(1), макс (CCS) | 
Низкая температура °C Вязкость при перекачивании(2), сП Макс. при отсутствии напряжения текучести | 
Кинематическая вязкость (3) (сСт) при 100°C мин. | 
Кинематическая вязкость (3) (сСт) при 100°C Макс. | 
Вязкость при сдвиге (4), (сП) при 150°C и 106 с-1мин | 
| OW | 
6200 @ -35 | 
60000 @ -40 | 
3.8 | 
- | 
- | 
| 5W | 
6600 @ -30 | 
60000 @ -35 | 
3.8 | 
- | 
- | 
| 10W | 
7000 @ -25 | 
60000 @ -30 | 
4.1 | 
- | 
- | 
| 15W | 
7000 @ -20 | 
60000 @ -25 | 
5.6 | 
- | 
- | 
| 20W | 
9500 @ -15 | 
60000 @ -20 | 
5.6 | 
- | 
- | 
| 25W | 
13000 @ -10 | 
60000 @ -15 | 
9.3 | 
- | 
- | 
| 20W | 
- | 
- | 
5.6 | 
<9.3 | 
2.6 | 
| 30W | 
- | 
- | 
9.3 | 
<12.5 | 
2.9 | 
| 40W | 
- | 
- | 
12.5 | 
<16.3 | 
2,9 (0 ВТ - 10 ВТ) | 
| 40W | 
- | 
- | 
12.5 | 
<16.3 | 
3,7 (15W - 25W) | 
| 50W | 
- | 
- | 
16.3 | 
<21.9 | 
3.7 | 
| 60W | 
- | 
- | 
21.9 | 
<26.1 | 
3.7 | 
Все значения являются критическими характеристиками в соответствии с определением ASTM D 3244.
cP=1 мПа.с 1 cSt=1 мм2с-1
Примечания:
(1) ASTM D 5293.
(2) ASTM D 4684. Обратите внимание, что наличие любого предела текучести, определяемого этим методом, означает разрушение независимо от вязкости.
(3) ASTM D 445.
(4) ASTM D 4683, CEC L-36-A-90 (ASTM D 4741) или ASTM D 5481.
Пересчеты классов вязкости по ISO
| Класс вязкости ISO | 
Средняя кинематическая вязкость | 
Пределы кинематической вязкости сСт при 40° (104°F) | 
ASTM, число вязкости по Сейболту | 
Вязкость по Сейболту SUS 100°F (37,8°C) | 
| Мин. | 
Макс. | 
Мин. | 
Макс. | 
| 2 | 
2.2 | 
1.98 | 
2.42 | 
32 | 
34.0 | 
35.5 | 
| 3 | 
3.2 | 
2.88 | 
3.52 | 
36 | 
36.5 | 
38.2 | 
| 5 | 
4.6 | 
4.14 | 
5.06 | 
40 | 
39.9 | 
42.7 | 
| 7 | 
6.8 | 
6.12 | 
7.48 | 
50 | 
45.7 | 
50.3 | 
| 10 | 
10 | 
9.00 | 
11.0 | 
60 | 
55.5 | 
62.8 | 
| 15 | 
15 | 
13.5 | 
16.5 | 
75 | 
72 | 
83 | 
| 22 | 
22 | 
19.8 | 
24.2 | 
105 | 
96 | 
115 | 
| 32 | 
32 | 
28.8 | 
35.2 | 
150 | 
135 | 
164 | 
| 46 | 
46 | 
41.4 | 
50.6 | 
215 | 
191 | 
234 | 
| 68 | 
68 | 
61.2 | 
74.8 | 
315 | 
280 | 
345 | 
| 100 | 
100 | 
90.0 | 
110 | 
465 | 
410 | 
500 | 
| 150 | 
150 | 
135 | 
165 | 
700 | 
615 | 
750 | 
| 220 | 
220 | 
198 | 
242 | 
1000 | 
900 | 
1110 | 
| 320 | 
320 | 
288 | 
352 | 
1500 | 
1310 | 
1600 | 
| 460 | 
460 | 
414 | 
506 | 
2150 | 
1880 | 
2300 | 
| 680 | 
680 | 
612 | 
748 | 
3150 | 
2800 | 
3400 | 
| 1000 | 
1000 | 
900 | 
1100 | 
4650 | 
4100 | 
5000 | 
| 1500 | 
1500 | 
1350 | 
1650 | 
7000 | 
6100 | 
7500 | 
Диапазоны вязкости для номеров смазочных материалов AGMS
| Трансмиссионные масла с защитой от ржавчины и окисления | 
Диапазон вязкости | 
Эквивалент ISO Gradex | 
Редукторные масла с ингибированием при экстремальных давлениях Смазочные материалы для редукторов класса ISO | 
| AGMA Смазочный материал №. | 
сСт (мм²/с) при 40°C | 
  | 
Смазочный материал AGMA Нет | 
| 1 | 
41,4 - 50,6 | 
46 | 
  | 
| 2 | 
61,2 - 74,8 | 
68 | 
2 EP | 
| 3 | 
90-110 | 
100 | 
3 EP | 
| 4 | 
135 - 165 | 
150 | 
4 EP | 
| 5 | 
198 - 242 | 
220 | 
5 EP | 
| 6 | 
288 - 352 | 
320 | 
6 EP | 
| 7 | 
414 - 506 | 
460 | 
7 EP | 
| 8 | 
612 - 748 | 
680 | 
8 EP | 
| 8A | 
900 - 1100 | 
1000 | 
8A EP | 
Примечания:
Диапазоны вязкости по номерам смазочных материалов AGMA впредь будут идентичны диапазонам вязкости по системе ASTM. Масла, компаундированные с 3% - 10% жирными или синтетическими жирными маслами.
| Классификация вязкости автомобильных редукторов по SAE J306 | 
Классификация вязкости смазочных материалов для мостов и механических коробок передач | 
|   | 
  | 
70W | 
75W | 
80W | 
85W | 
80 | 
85 | 
90 | 
140 | 
250 | 
| Вязкость при 100° | 
макс, мм²/с | 
4.1 | 
4.1 | 
7.0 | 
11.0 | 
7.0 | 
11.0 | 
13.5 | 
24.0 | 
41.0 | 
| макс, мм²/с | 
Не требуется | 
11.0 | 
13.5 | 
24.0 | 
41.0 | 
Нет. Требуется | 
| Вязкость 150 000 мПа.с, максимальная температура °C | 
-55 | 
0-40 | 
0-26 | 
0-12 | 
Не требуется | 
| 20 ч. KRL сдвиг (CRC L 45-T-93), KV100 после сдвига, мм²/с | 
4.1 | 
4.1 | 
7.0 | 
11.0 | 
7.0 | 
11.0 | 
13.5 | 
24.0 | 
41.0 | 
Спецификация MIL-PRF-2105E
 | 
75W | 
80W-90 | 
85W-140W | 
| Вязкость при 100° | 
макс, мм²/с | 
41 | 
13.5 | 
24.0 | 
| макс, мм²/с | 
- | 
24.0 | 
41.0 | 
| Вязкость 150 000 мПа.с, максимальная температура °C | 
-40.0 | 
-26.0 | 
-12.0 | 
| Точка канала, мин, °C | 
-45.0 | 
-35.0 | 
-20.0 | 
| Температура вспышки, мин, °C | 
150 | 
165 | 
180 |